Оружейные заметки нерусского человека (borianm) wrote,
Оружейные заметки нерусского человека
borianm

Categories:

И это для красных Ас и Люк Скайуокер...


Вырезка из "Крыльев Родины" за май 71-го года.... Там еще есть просто очешуительная статья про Шпитального и ШВАК, рекомендую...

   Не так давно в ленте увидел пост знатного коллекционера сказок и мифов про т.н. "воинов-интернационалистов" d_clarence под заголовком "Советский немецкий ас". Первое что пришло в голову - какая мерзкая рожа, ну вылитая же Чакская филломедуза. Вторая мысль - после понимания что персонажу на сделаном в 1922-м фото 27 лет и дело происходит в не очень сытое время в голодающей разрушенной Гражданской стране - ну нехило он себе ряху то отожрал!

   Стало интересно, стал разбираться. Вот что написал про него d_clarence, где взял - не знаю, но подозреваю что у Туманского:
Немец, сын батрака. В 1910 году поступил учеником на авиационный завод. В 1914-м мобилизован в германскую армию. Закончил авиашколу, где познакомился со спартаковцами и проникся идеями Третьего Интернационала. Был направлен на Западный фронт, где служил сначала авиамехаником, а затем летчиком-наблюдателем и бомбардировщиком.
В ноябре 1918-го демобилизовался, работал в автомастерских. Летом 1920 года решил пойти служить летчиком в Красную армию. Для чего вступил добровольцем в польскую армию, где также служил сначала авиамехаником. Когда ему впервые доверили в управление самолет "Эльфауге", перелетел на нем в расположение Первой конной армии РККА.
После проведения проверки был зачислен пилотом-наблюдателем в 41-й авиаотряд Первой Конной. Совершил несколько боевых вылетов и был отстранен от полетов - однажды, еще на Западном фронте, Юрашек скапотировал и перевернул самолет, и с тех пор всегда старался при посадке скорее коснуться земли хвостом, разбивая задний костыль.
На земле Юрашек отремонтировал все старые и подбитые самолеты, а потом из запчастей собрал новый, похожий на "Ньюпор-17" самолет. На новой машине проделал фигуры высшего пилотажа и был вновь допущен к летной работе.
Участвовал в бомбардировках укреплений врангелевцев на Перекопе и Чонгаре.

 Скрипко Н.С. "По целям ближним и дальним":
Наш выпуск, укомплектованный краскомами из строевых наземных частей, составил первое летное отделение. Начальником отделения был Людвиг Юрашек, румяный, пышущий здоровьем человек, обладавший завидным хладнокровием, невозмутимым характером. Летал он довольно часто и преимущественно с неуспевающими курсантами, о которых инструкторы говорили: "А стоит ли на такого учлета бензин тратить, понапрасну возить, не лучше ли отчислить его?" В подобных случаях начальнику отделения принадлежало последнее слово. Он умел предостеречь инструкторов от опрометчивых суждений. И мы уважали Юрашека. Он справедливо считал, что излишняя опека в полете вредит обучению, лишает учлета самостоятельности и довольно терпеливо взирал на допускаемые нами ошибки в пилотировании. Разбор полета на земле, проводимый им, был обычно немногословным, но поучительным.
Руденко Сергей Игнатьевич "Крылья Победы":
Каждому из нас, конечно, хотелось попасть к самому лучшему инструктору. Особенно восторженно учлеты говорили о начальнике вывозного отделения — первого на нашем пути к небу — Людвиге Юрашеке. Это немецкий летчик-интернационалист, перелетевший в Советскую Россию. Из рассказа Юрашека мы узнали, как это произошло. Однажды в расположении Первой конной армии С. М. Буденного приземлился немецкий самолет «Эльфауге». Из кабины вылез летчик, которого с интересом ждали буденновцы.
— Людвиг Юрашек, — стукнул себя в грудь немец. — Я — спартаковец.
Он рассказал, что за активную деятельность в рабочей организации был посажен в тюрьму. Когда на фронте не стало хватать летчиков, его, прошедшего летную подготовку, выпустили из заключения и доверили ему самолет. Получив задание, он полетел к линии фронта и… перелетел к нам.
— Хочу защищать Советы, революцию! — такими словами закончил свой рассказ Юрашек.
Вначале Людвиг занимался ремонтом самолетов. А когда освоился с новой обстановкой, командир стал посылать его на боевые задания. Юрашек проявил себя способным воздушным разведчиком, мастером бомбометания. После гражданской войны он пришел в наше училище инструктором.
О Юрашеке шла слава как о прекрасном летчике. Было известно также, что он не любит «маменькиных сынков». Чем отважнее и смелее учлет ведет себя в самолете, тем с большей охотой он с ним занимается.
Всех прибывающих учлетов он проверял в воздухе сам. Сначала смотрел, как новичок рулит машину, потом с каждым летал. В воздухе он делал резкие крены и развороты, наблюдал в зеркальце за поведением учлета Если убеждался, что парень теряется, плохо ориентируется в воздухе, зажимает ручку, то обычно говорил: «Слушай, молодой человек, аэроплан не для тебя. У тебя нет характера». То же самое Юрашек повторял на учебно-летном совете, и учлета отчисляли. Такая «методика», опиравшаяся не на науку, а на личные впечатления и авторитет, приводила иногда к ошибкам. Некоторые отчисленные курсанты упорно добивались, чтобы их допустили к обучению, и впоследствии становились хорошими летчиками.
Учиться мне довелось в первом вывозном отделении, которым командовал Юрашек. Моим инструктором , был его воспитанник Николай Иванович Астафьев, комсомолец, недавний выпускник Качи. Он тоже отбирал наиболее крепких курсантов, уверенно реагирующих на всякие неожиданности в полете. Поэтому и наша группа, состоявшая из пяти человек, не избежала потерь. Отчислены были неловкие, физически слабые ребята.

Фотка из расстрельного дела:
Юрашек Людвиг Иоганович (1895)
Фотография из архивной коллекции Международного Мемориала.
Дата рождения: 1895 г.
Место рождения: Германия, д. Коруля
Пол: мужчина
Национальность: немец
Социальное происхождение: из рабочих
Образование: низшее
Профессия / место работы: летчик-испытатель НИИ ГВФ
Место проживания: Москва, ул. Тверская-Ямская, д. 4а, кв. 1
Партийность: б/п, бывший член ВКП(б)
Дата расстрела: 26 апреля 1938 г.
Место смерти: место захоронения - Московская обл., Коммунарка
Мера пресечения: арестован
Дата ареста: 22 октября 1937 г.
Обвинение: шпионаже
Осуждение: 26 апреля 1938 г.
Осудивший орган: ВКВС СССР
Приговор: ВМН
Ну для начала - само собой никакой он не ас, и похоже даже не летчик. Если он и взаправду летал Англию бомбить, как пишут первые два материала, то скорее всего служил он стрелком-мотористом на Готе из Kagohl 3, до этого возможно техником. А Ас - в тот период это сбивший уже даже не 5, как в середине Великой войны, а 10 машин противника (правда аэростаты засчитывалась полноценно)...
К красным перелетел он от поляков, к которым, как пишут, он попал из тюрьмы "за политику". Вопрос в том, что если тюрьма немецкая, а летчики нужны были полякам (надо сказать им они действительно были нужны) - то это крайне странно, так что если и была тюрьма - то это таки польская тюрьма, тем более что персонаж был немцем польского или чешского происхождения... Эльфауге у поляков были в количестве, но данный эпизод с перелетом мне найти ни в одном серьезном источнике не удалось, ну да ладно - примем на веру. Будем считать что угнал...Вцелом все вышеописанное может оказаться легендой, не хуже той, которую выдал красным кавалеристам-будёновцам сбитый американский доброволец (вполне кстати на воина-интернационалиста тянущий) Мэриан Купер (тот самый, который потом Кинг-Конга снимал). А может и нет...Другое дело что необразованному рядовому авиатехнику или стрелку-мотористу с бомбера в Германии действительно ничего не светило - там таких на тот момент было пучок на пятачок, даже автомашины бы чинить не доверили...
   При этом выходит, что нормально летать персонаж похоже не умел, самолеты поначалу бил, потом вроде освоился. "Мастер разведки, бомбометаний и воздушного боя!". Но никаких данных об участии в боевых вылетах уже на стороне красных на заключительном этапе Гражданской на него мне найти не удалось, хотя возможно он и действительно не только обслуживал технику на земле, но и летал летнабом или даже пилотом... Тем не менее однозначно не Сапожников - вот тот действительно был "Красный Ас".
  Что же такой человек мог делать в главной авиашколе страны начальником вывозного отделения? Неужели никого опытнее не нашлось? Ответ дает нам Зинаида Кокорина в книге ее дочери:
Триста мужчин учились в Каче летать. Тут были русские, латыши, эстонцы, итальянцы, индусы, болгары. Я помню многих по именам: Ангел Стоянов был силачом-болгарином. Хорошо помню живого, неистового итальянца Джибелли, он стал потом героем Испании. Индус Керим был тихим задумчивым человеком, перед тем, как сесть в самолет, он всегда опускался на колени и произносил слова молитвы. Это были недавние пролетарии – кузнецы, слесари, переплетчики, жаждавшие летать. Мы все тогда ждали скорой мировой революции и понимали: будут бои, нужны будут летчики.
   Собрали сволоту со всего мира и готовили летчиков для Мировой революции! Да и потом персонаж жил похоже - не бедствовал. Упоминается, что после Качи и до ГВФ руководил другой летной школой...Один адрес проживания -  ул. Тверская-Ямская, д. 4а, кв. 1 в переполненной тогда Москве о многом понимающему человеку говорит. Дома этого нет сейчас, но место так и осталось козырное... Кстати расстрельный список по которому он пошел - вообще крайне примечательный, всем рекомендую ознакомиться. Каждой твари по паре, реально Интернационал!
   Ну а красвоенлеты с такими учителями понятное дело чему научились, с классовым то подходом - их то противников учили люди, сбивавшие не по одному десятку самолетов, отлетавшие сотни вылетов на бомбежку, разведку и штурмовку в большой войне....Итальянец Джибелли, кстати, стал не героем Испании, а марроканским национальным блюдом....
  Так что за что боролся наш "герой", на то и напоролся, впрочем не факт, что безосновательно. Сильно интересно было бы заглянуть в дело, почитать протокольчики допросов - когда и кем завербован (предположил бы, что немцы, поляки или и то и другое), что передавал, с кем был связан?

В "Мемориал", что-ли написать? А то много там таких скопом оправданных в 90-е...
Tags: 1920-е, 1930-е, Гражданская война, авиация, военная история, персоналии
Subscribe

Posts from This Journal “персоналии” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments