Оружейные заметки нерусского человека (borianm) wrote,
Оружейные заметки нерусского человека
borianm

Categories:

Размышления по войне в мире Вор-хаммера: реальный "молот Зигмара"...



Написать этот материал я хотел давным давно, но все руки не доходили. Как известно - я не люблю фэнтези. Фэнтези производит идиотов. Прежде всего, на мой взгляд, потому что для идиотов его и пишут идиоты. Мне крайне, крайне редко попадались произведения, в которых был бы выдуманный мир, в который хоть в малейшей степени возможно поверить. Обычно все строиться банально - береться та или иная страна/культура/цивилизация нашей реальной истории в определенный период времени в меру знаний и понятий аффтора и нафаршировывается магией и прочими фэнтези-штампами, типа "гильдии воров"...   Иными словами, как правило - это общий фон и военное дело средневековья, в сочетании с некоторым антуражем 19 века, типа гостишек, и человеческими отношениями 20-го. Есть разновидности - вместо средневековья можно взять викторианство или даже ПМВ, в меру понимания аффтором, конечно, но не суть...
Но вот если взять как игрушку для ума в конструировании тамошнего военного дела в общем и оружия в частности за основу некий мир, точнее его "выдуманную" часть - почему бы и нет... И возьмем мы, для примера, не просто какой-то усредненный сеттинг, а великий и ужасный Warhammer: Fantasy Battles - изначально порождение Муркока, изрядно дополненное больными фантазиями фоннатов. Мысль эта возникла, когда я, надо сказать с удовольствием, играл в единственную за 20 последних лет с положительно воспринятую игру по одной из разновидностей этой вселенной: Mordheim: City of the Damned. Играл я, надо сказать, накопив некоторый опыт, довольно однообразно:
Понятное дело, за "людей" - в смысле имперских наемников. После первых боев выработалась тактика. Никто не превозмогал, не щемился "в ближку". В начале наиболее быстроногие бойцы старались собрать побольше ценного минерала или трофеев, но при угрозе атаки или обхода отходили к основным силам. В это время основная боевая группа рывком занимала выгодное для обороны здание поближе к противнику с хорошими углами обстрела и, заблокировав входы или лестницы немногими рукопашными бойцами, ощетинивалась огнестрелом, кто во что горазд, и лупила во все, что движется. В результате бои были не всегда сверхдоходны, но зато практически не было потерь среди бойцов, и они стремительно прогрессировали, не обзаводясь при этом увечьями и недостатками. Честно говоря, не знаю, что можно противопоставить подобной тактике - численное и даже качественное превосходство в "рукопашниках" нивелируется тем, что противники не могут его полноценно реализовать, а по "огневой мощи" наемники кроют всех, как Ахилес черепаху... Никакого пафоса, "…и никто не геройствует. Спокойно ЖГЕМ ТАНКИ".
Но "Мордхейм" - это в мире Вахи во-первых краткий эпизод, во-вторых - далекое прошлое, преданье старины глубокой, его события происходят за пол-тысячелетия до основного времени действия вселенной. Мы же взглянем на мир целиком и попробуем рассмотреть, как в нем развивалась бы военное дело и оружие человечества в подобных условиях.
Я, грешным делом, даже прочел таймлайн всего этого вот и фалломорфировал, где они такие забористые вещества брали, но об этом чуть ниже. А пока - что в этом мире интересного и почему, подумав, понимаешь, что воевать там будут совсем не так, как воевали в нашем мире люди с людьми:
Дело в том, что оружие - это такой инструмент, который создается под конкретную задачу. Логично, что в нашем мире большую часть истории все оружие, за исключением крайне редких экзотичных образцов, создавалось в расчете на действие прежде всего человека против человека, или как вариант - связки человек+лошадь. А теперь посмотрим, с кем приходится воевать людям в мире Вор-хаммера, один из примеров:
Орки
Представители расы зеленокожих, известные как орки, сильно различаются по величине и физически лучше сложены, чем люди – некоторые из них не выше обычного человека, но большинство всё же значительно превосходят людей, и самые большие даже достигают семи футов в высоту. Орки также намного шире, чем люди, с толстыми, бочкообразными туловищами, массивными плечами и длинными очень мускулистыми руками. Орки имеют большие головы с огромными челюстями, но при этом их массивные черепа скрывают не так много мозгов. Они самые большие, а также самые крепкие, самые злобные, и, несомненно, самые опасные из зеленокожих.
Кожа орков прочнее и толще человеческой и имеет воскоподобную структуру, с возрастом она покрывается наростами, становясь грубее и прочнее, и в итоге даже может выдержать смертельный удар меча, который мог бы убить многих других, но орку оставит лишь небольшую царапину. Орки не чувствительны к боли и им чрезвычайно трудно нанести какое-либо повреждение, способное остановить их боевой азарт, и даже нанеся орку смертельную рану и заставив истекать его багряно-красной кровью, он, скорее всего, будет ещё очень долго продолжать сражаться. Доказано, что если у орка отрубить руку, а затем приставить её на место разреза и туго прибинтовать, то через какое-то время рука прирастёт к телу и вскоре вновь сможет выполнять свои функции. Никто толком не может объяснить этого феномена, однако становится понятным, почему орки ценят свои тела, а людей считают слабыми, немощными и «мягкотелыми».

Кроме того есть масса иных более или менее разумных созданий, с которыми люди воюют (не охотятся, а именно воюют) и которые превосходят человека физически и, зачастую, психически, как бойцы, на голову и выше: Зверолюди, Огры, Великаны, Ящерики, Вомперы с нежитью, Хаоситы-мутанты и т.д. и т.п. Дварфы-низкожопки тоже покрепче людишек будут, а Эльфы, что гламурные педики, что диковатые экологии, что БДСМ-щики - берут несравнимой тренировкой и природной ловкостью. Плюс еще имеется огромное количество всяких опасных созданий побольше и поменьше. Нет, есть и отдельные редкие противники, которые похлипче людишек "на кулачках" - скажем Гобла и Крысаки, но они не определяют. 
Вы вот полезете махаться с такими созданиями, скажем, с классическими мечем и щитом? Или с копьём, или с алебардой, тесаком, шпагой и т.д. и т.п. - этот список можно расширять бесконечно, созданными в нашей вселенной под противостояние человека с человеком. Про лошадок я не забыл, но лошадки, хоть и довольно злобные создания, но до упомянутых выше им еще расти и расти.... Кстати против связки человек+лошадка значительная часть списка "ковыряльников" фактически тоже "не работает"... 
Более того - войны с Нелюдьми - они ведутся совсем по иному, чем в самых жестоких примерах войн нашего мира. Речь не идет об определенном перераспределении прав, материальных благ и т.д. и т.п. Плен, выкуп - забудьте...Даже рабство вовсе не предполагает большей или меньшей возможности сменить статус. Вас или съедят, или замучают, или сначала замучают, а потом съедят. В подобных условиях геноцида и тотальной войны и отношение к войне и воюющим будет, зачастую, отлично от нашего мира. Солдат, воин - в большей мере будет Защитником от врага, с которым невозможны переговоры, с которым не получится "откупимся", "чай не первый раз", "а вдруг пронесет". В такой войне не будет места глупым ритуалам, да и любым моральным препонам, которые мешают человеку, существу социальному, убивать человека. Причем, в отличии от нашего мира врагов не надо "расчеловечивать" - это и так Нелюдь или Нежить. И бежать не стоит - пленных все равно не берут. Но бог с ней, с психологией, думаю вы поняли, о чем я....

Ну а теперь к таймлайну и "дару Зигмара", с которого в данной вселенной и ведется отсчет имперского летоисчисления...Согласно ему - порох Низкожопики придумали за 400 лет до, и у них, и у воевавших с ними Крысаков довольно быстро появился примитивный огнестрел.  В это славное время люди - примитивные дикари, только освоившие металлургию бронзы. Взлет цивилизации людей, создание Империи начинается с некого дара Дварфов-коротколапок людям в общем и Зигмару лично. По версии упоротых - это какой-то мегаартифакт, боевой молот. Отставить фэнтезятинку! То, что Низкожопики подарили Человечеству, гораздо ценнее - это, само собой, порох и огнестрельное оружие. Именно огнестрельное оружие способно как минимум сравнять шансы физически слабого, но сообразительного Человека против практически любого Нелюдя! Естественно - мы не поверим в то, что за 2500 лет с этого события в условиях непрекращающегося противостояния пытливый человеческий ум и умелые руки не создали ничего совершеннее. Хотя первые образцы бронзовых handgonne вряд ли даже близко могли дотягивать до подгорных образцов....
 Итак - как и чем воюют со всеми вышеперечисленными, при необходимости, люди, достигшие, возьмем "классический" технологический срез примерно нашего 15-го - 17-го веков, безо всяких там артефактов и извращений, который люди должны были достигнуть ну веков за 5 максимум, ну за 7, на самом деле, а скорее всего - учитывая внешнее давление - и быстрее:
Основное оружие - естественно огнестрельное, основной, а зачастую и единственный, вид боя - дистанционный. Каждое поселение - крепость. Собственно есть вооруженные силы - профессиональные гарнизонные и постоянной готовности, и ополчение.

Начнем с ополчения. В мире, где "простому человеку" гораздо меньше вероятности отсидеться за чужими спинами, ополчения и милиции становятся насущной необходимостью. В нашей истории подобные примеры тоже есть - это милиции итальянских городов-государств. Причем зачастую все они построены на базе "гражданской" цеховой или гильдейской структуры. Проще говоря парню без значка ГТО какого-нибудь стрелкового союза девки не дают не видать места мастера как своих ушей...А, скажем, стандартный купеческий воз имеет по гильдейским правилам конструкцию, изначально предполагающую его использование в составе вагенбурга.

Профессиональные солдаты на жаловании в мирное время несут гарнизонную службу и как раз занимаются тренировкой этого самого ополчения. Из них же выходят специалисты - саперы, артиллеристы, младший и средний комсостав. В военное - рядовой становится условно звеньевым, т.е. на него приходится 3-5 ополченцев, и так далее. Т.е. рота мирного времени в 40 солдат превращается в роту военного времени численностью в 200.

Высший класс воинского сословия - стрелковая конница, "части быстрого реагирования", возможно построенная по дружинному или феодальному принципу. Постоянно готовы сорваться на перехват очередной банды. При этом действуют с дистанции, "наездами" - подъехали, отстрелялись, отошли на перезарядку. Никакого превозмогания, нет необходимости в очень дорогих конях и т.д.

Основное индивидуальное оружие - тяжелый, длинноствольный и крупнокалиберный, больше, чем в нашей реальности, мушкет. При калибре в 22-25 мм (8-й, 6-й, 4-й калибры) такой ствол способен стрелять как довольно далеко и точно тяжелой пулей, от которой не спасают доспехи и которая остановит в атаке даже существо весом в полтонны, так и отстреляться картечинами по менее защищенному и крупному противнику. Приклад короткий и массивный (нет штыкового боя), вероятны сошки, подпорки и т.п.... Процесса "измельчания", который произошел в нашей реальности с военным оружием в связи с отказом от доспехов и массивных коней, до 18 примерно миллиметров и 12-го калибра соответственно не произойдет. У всадников тоже, карабины и пистолеты при подобных противниках "не приживутся", возится такой мушкет будет так, как его возили в нашей реальности в Южной Африке - приклад в специальном "башмаке" у стремени, стволом вверх....

А вот брони не будет - она не нужна, точнее в сложившихся условиях, ну возможно за исключением легкого открытого шлема, не дает абсолютно никаких преимуществ.

Системы воспламенения будут совершенствоваться. Возможны высококлассные казнозарядные( "каморные") образцы. В принципе эволюция будет неотвратима - рано или поздно придут к казнозарядным системам. Это в тамошней вселенной мир застыл на столетия, а то и тысячелетия....

Больше будет роль легкой артиллерии, возможны вьючные системы уровня четвертьпудового единорога.  Т.к. война Империи - оборонительная, то и воевать будут "от обороны": рогатки, вагенбурги, укрепленные лагеря, из которых ведут огонь стрелки и артиллеристы и вырываются отряды "драгун".  А вот в силу отсутствия необходимости в штурмах и осадах тяжелой осадной артиллерии будет сильно поменьше и будет она прежде всего у "центральной власти", чтобы сепаратистов и всяческие мятежи давить.

А вот всяких многоствольных систем, столь любимых альтернативно одаренными, не будет - при крупном калибре они даже двустволки выйдут слишком тяжелыми, давая по сути выигрыш всего в один выстрел...

 Вот как-то так, вместо "железом и кровью" платить люди будут нелюдям "зельем и свинцом".... Про холодное же оружие скажу одно - я не настолько в нем разбираюсь, но оно однозначно по большей части будет отличаться от оружия нашего мира...

Если интересно. в следующий раз напишу, как по логике должны воевать настоящие, а не упоротые, дварфы и куда засунуть "топоры гномов"...
Tags: история оружия, литература, размышления
Subscribe

Posts from This Journal “размышления” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 93 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “размышления” Tag