Оружейные заметки нерусского человека (borianm) wrote,
Оружейные заметки нерусского человека
borianm

Category:

Дешевый ли самолет Ил-2?



Мне тут пытаются доказывать, что одним из плюсов Ил-2 была его выдающаяся дешевизна. А давайте сравним - правда ли он так выдающеся дешев, или тут очередная засада? Проблема в методике - напрямую сравнивать марки, рубли, доллары, фунты и йены на мой взгляд неверно. Если при сравнении магазинных винтовок конца XIX-го - начала ХХ века это в принципе работало - все они были примерно аналогичны, то тут слишкам велики особенности, да и золотой стандарт канул в Лету... Потому мы пойдем иным путем - сравним цену 1-2 легких одномоторных истребителей, цену Ил-2 и его (если есть, ближе или дальше, функционального аналога), ну и для полноты картины цену двухмоторного бомбардировщика, и их соотношения. Если в данном случае необходимо будет принять во внимание какие-нибудь специфические особенности - мы постараемся их отразить. Итак, начнем с СССР:
1941, судя по упоминаниям ТБ-23 столь почитаемых Растрениным Таубрина-Бабурина - это планируемые цены в начале года (источник):
ЛаГГ-3 в среднем (там очень сильно цена скачет по заводам 228000/196500/310000/278500/248000/216500/350000/318500) выходит около 250 000 рублей.
МиГ-3 - 158 000 рублей
Як-1 (208000/ 325000) - пусть будет 266 000 р.
Ил-2  - выдающиеся 700 000 завода №380 я в расчет не принял (371500/350000/286500) = 366 000 рублей
Су-2 - чтобы два раза не вставать - (450/335) - 390 000
Пе-2 - 485/670/700 = грубо 630 000 рублей
Ар-2 - 340 000 рублей

Беря 1943-й год, оттуда же, как я понимаю - план и по полугодьям фактически:
Ла-5 110,0 116,12 105,95 - грубо 110 тыс
Як-1 93,0 94,59 94,17 - 94 тыс
Як-7 200,0 307,35 224,24 - 250 тыс
Як-7 123,0 110,25 103,81  - 115 тыс
Як-9 123,0 134,93 127,34 - 128 тыс
Ил-2 152,0 149,38 147,88 - 149 тыс
Ил-2 162,0 157,22 152,54 - 157 тыс в среднем где-то 160-165 тыс
Ил-2 175,0 180,92 176,49 - 178 тыс
Пе-2 273,0 276,80 260,03 - 270 тыс

Теперь возьмем немчиков:
Цены 1941-го (себестоимость с двигателем? Рейхсмарки)
Bf 109E у нас пойдет в графе "истребитель" : 85 970
Bf 109F был не на много дороже, без двигателя даже 56000 против 58000 у "Е"...
Ju 87B - самолет поля боя, при том, что запасы прочности повыше, конструкция дорогая : 131 175
Bf 110C (у нас его уместно сравнивать, наверное, с Пе-2) -  210 140
Do 17 пусть будет за аналог Ар-2:  235 00

Британчики:
Харрикейн - £4000 ранняя серия. Позже подорожал до £5000
Спитфайр - £6000 ранняя серия. В феврале 1940-го он стоил уже £8900, а затем и £9500
Фейри Бэттл (вполне себе такой аналог Ил-2, без брони, зато со стрелком и штурманом)  - в первой крупной серии 39-го года - £9000
Фейри Фульмар - еще один примерный аналог -  £9000
Бристоль Бленхайм - около £20000

Американчики (средние цены за войну):
P-40 - - $44,892 in 1944
P-51 - - $52,606 (50,985 in 1945)
A-36 - - $49,000
P-47 - - $90,982
P-38 - - $100,626
A-20 - - $115,399
B-25 - - $151,391


Так что, как и подсказывала нам элементарная логика, одномоторная одно/двухместная машина (легкий бомбардировщик) с мотором от истребителя - любая стоит ненамного больше... Французов, японцев и итальянцев смотреть уже лень было, но предположу, что и там порядок цен аналогичный...
Tags: ВМВ, авиация, искореняя ересь, я экономист!
Subscribe

Posts from This Journal “я экономист!” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments

Posts from This Journal “я экономист!” Tag