Оружейные заметки нерусского человека (borianm) wrote,
Оружейные заметки нерусского человека
borianm

Categories:
  • Music:

Голова хана Кенесары как народное достояние Российской Федерации

 

                                                                               Если бы понты светились, в Алмате всегда было бы светло…    
                                                                                                                                                                     Киргизская народная поговорка

 

                                                                                                          Обидно, что его убили киргизы, 
                                                                                                          а не русские или хотя бы китайцы…!                  
                                                                                                                                                                      С казахского форума

 

Мой друг Улукбек ныне работает в Казахстане, и как только казахи в быту начинают зарываться по нац вопросу, напоминает им о хане Кенесары и его голове.  Ему, как человеку, разжегшему мой интерес к киргизской истории, эта статья и посвящается.

 
   Группа энтузиастов поднимает вопрос о возвращении праха хана Кенесары в Казахстан. Соответствующее обращение, которое подписали 85 человек, направлено в адрес двух президентов - Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина.

В архиве государственного исторического музея России хранится постановление Совета Министров СССР "О распределении музейного фонда СССР и экспонатов, зарезервированных в военное время" 1950 года. Пункт 194 списка ценностей, приложенного к документу, выглядит так: "Голова казахского хана Кене(сары) Касымова, хран. 1845(47), лабораторный экспонат, СМФ КНИО СССР".


   Казахстан, еще будучи союзной республикой, не раз пытался вернуть голову на родину: в 1978, 1982, 1985, 1989 годах и неоднократно - в годы независимости. Тогдашний премьер-министр республики Имангали Тасмагамбетов обращался с аналогичной просьбой к руководству РФ.  Но согласно законадательству РФ голова является национальным достоянием и разбазаривать ее нельзя!



   Здесь, очевидно, следует вспомнить, каким образом прах казахского хана оказался в России.

 
 Crosspost в ru_history great_game_ru  warhistory
</span>

 

  

Прежде всего приведу в качестве введения статью из крупнейшей дореволюционной русской энциклопедии "Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона" (1890-1907)
 
   Кенисара (Касимов) – киргизский* султан, сын Касима Аблаева, тоже султана. В 1838 - 1847 годах волновал киргизскую степь и создал много затруднений администрации Оренбургского края и западной Сибири. Он мечтал о полном освобождении киргиз из-под русской власти и о соединении их с единоверной Хивой. Неудачный поход Перовского на Хиву (1839) ослабил в степи влияние русского имени и создал благоприятную почву для восстания; ему не мало содействовали и препирательства сибирского начальства с оренбургским. Пользуясь этим, Кенисара долго маскировал свое противодействие русским властям и сумел поставить дело так, что местная администрация первое время скорее заискивала в нем, чем преследовала его, как ослушника закона. Когда, наконец, решено было употребить против Кенисара силу, экспедиции, посланные против него, действовали не всегда умело, и вскоре почти вся Оренбургская степь признала Кенисара своим ханом. Бунт продолжался до смерти Кенисара, павшего в битве с дико-каменными киргизами, которые мстили за зверства над их сородичами. Имя Кенисара тотчас по его смерти стало достоянием легенды и ныне живет в памяти тургайских и акмолинских киргиз, сложивших песенный рассказ о подвигах своего богатыря.

   *Примечание: до революции для казахов было принято название киргизами, или каргиз-кайсаками, нынешних действительно киргизов звали кара-киргизами (черными) или дикокаменными киргизами.

 

 

                                   Реальное фото Кенесары.

   Кенесары Касымов - казахский султан, хан Среднего жуза. Родился в 1802 году, умер в 1847 году. Принадлежа к верхушке степной знати, Кенесары добивался восстановления ликвидированной царским правительством России ханской власти и передачи Касымовым ханского титула. Ядром войск были ближайшие родственники Кенесары, основной же военной силой - батыры его родов.
   В 1841 году на сборе казахской родовой знати и султанов Кенесары Касымов был провозглашен ханом. Он восстановил суд биев, разбиравший дела по нормам шариата. Своей налоговой политикой Кенесары закреплял нормы мусульманского права: для скотоводческих районов сохранил зякет (налог, взимавшийся со скотоводов в пользу хана), для земледельческих - ушур (налог, взимавшийся с оседлого населения). Деспотизм хана Кенесары, считавшего казахские жузы своим наследственным достоянием, вызывал возмущение у народа. В 1844 году в аулы рода жаппас приехал брат Кенесары султан Наурызбай с отрядом есаулов и начал взыскивать зякет, отбирать имущество и продукты. Жаппасцы выступили с оружием в руках против Наурызбая. 


                         Художественный образ.

   Кенесары проводил политику своего деда Аблая, полагавшего, что только жестокость может сделать ханскую власть прочной. Свою власть он поддерживал путем жесткой дисциплины, порой граничащей с террором. На захваченных землях Кенесары утверждал династический режим. В конце 1846 года вытесненный русскими царскими войсками и военными формированиями казахских султанов-правителей с территории Младшего и Среднего жузов, он занял труднодоступный полуостров в устье реки Или, откуда совершал набеги на киргизские земли. Сильно ослабило в Семиречье позиции Кенесары, всегда ратовавшего за отрыв Казахстана от России, принятие в 1846 году казахами Среднего жуза российского подданства. В 1847 г. Кенесары покинул пределы Среднего жуза, рассчитывая улучшить свое положение завоевательными походами в Киргизию, которые вызвали отпор киргизов. Под давлением превосходящих (в Семиречье был направлен отряд с артиллерией под командованием председателя Сибирского пограничного управления генерала Вишневского)сил Кенесары перешел на правый берег Или, перекочевал в предгорья Алатау и приблизился к землям киргизов. Кенесары-хан потребовал подчинения себе киргизов. Северные киргизские рода Сары Багыш (Желтый Лось) и Солто (один из родов – Хромой волк) с одной стороны и Бугу (Олень) с другой в то время увлеченно занимались междуусобицами и традиционной бармытой ( бармыта - взаимный угон скота).

  Уже осенью 1845 года Кенесары обратился с воззванием к влиятельным сарыбагышским манапам Ормону и Джантаю с требованием признать его ханом и выплатить зякет.  Акын Нысамбай, до последних дней находившийся вместе с Кенесары, в своей поэме рассказывал, что Кенесары обратился к киргизскому народу со следующими словами: «С севера наступают русские, если предоставишь им свою землю и скот и отдашь своих детей в солдаты - тогда сможешь жить с ними в мире. С востока граничат "шуршуты" (Китай). Они беспощадны к казахам. С юга притесняет Коканд, издеваются над твоими женами и детьми, если им противиться, то они тебя повесят, и каждый день будут к тебе приставать». В другом письме он пишет: "Цель моего прихода сюда не враждовать и проливать кровь, а соединить силы киргизов и кара-киргизов в одно, отделить их от Коканда и вообще освободить их от притеснений кокандцев" . Это был ультиматум.. На собрании северокиргизских племен, возглавляемом Ормоном и Джантаем, было решено отказать султану и готовиться к войне с ним.  


                                                Казахские воины XIX  века

   Тут необходимо сделать небольшое отступление, что киргизы единственные из центральноазиатсих народов никогда не признавали над собой власть Чингизидов, а управлялись собственными правителями, пусть не носящими столь громких титулов, но родными. Эта традиция идет с 12 века, когда монголы завоевали их, а потом подавили несколько киргизских восстаний. Так что тут не помогал авторитет Кенесары и как чингизида.  Кроме этого киргизы помнили опустошительные набеги на свои земли деда Кенесары хана Аблая и не могли простить этого, а тем более унизиться до признания своим ханом потомка Аблая.
И они не пошли на подчинение Кенесары. В апреле 1847 года Кенесары, имея 10-тысячное войско, вторгся в пределы киргизов, но киргизские манапы объядинились против  Кенесары. Старые распри киргизов были временно забыты.  Объединенные дружины сарыбагышей, солто и бугинцев разгромили нападавших. Своей жестокостью Кенесары отвратил даже собственных сподвижников.  Последнее сражение Кенесары с киргизами произошло в верховьях Чу, близ Токмака, в долине Алмалы против объединенных сил северокиргизских манапов. Батыры Старшего жуза Тойшыбек, Сураншы и Саурык, влившись со своими отрядами в войско Кенесары, участвовали в десятках сражений. Однако султан Рустем и бий Сыпатай ночью тайно с 12 тысячами воинов покинули ставку хана. Не просто покинули, а сообщили об этом киргизским манапам.  Это отчасти объяснялось их несогласием с «неправомерными» по законам степей действиями хана, о которых ниже.
   Перед боем сподвижники хана предложили ему небольшой легкой группой вырваться из окружения, на что он ответил: "Если я сам, предводительствуя войском, обращусь в бегство, то уже не смогу больше быть ханом народа" Кенесары остался вместе со своими преданными воинами, попал в плен и вместе с 32 казахскими султанами и погиб.

    Кое-что об обстоятельствах гибели Кенесары известно. Сразу после пленения казахские султаны вместе со своим ханом попали в одну из ставок Ормон-хана. Потом Кене еще живым передали в руки манапа Жантая. Документально подтвержден факт, что несколько дней его держали закованным в цепи. Известно также, что высокородного пленника таскали в железной клетке по аулам, подвергали нечеловеческим мучениям. Это подтверждают многие исследователи.  Когда фантазия мужчин по части пыток и оскорблений истощилась, пленника передали для глумления старухам.
   Сначала казнили рядовых султанов, которых "живыми варили в котле". Как говорилось выше, Кенесары попал в ставку Ормон-хана (лидера рода Сары Багыш), отличавшегося крутым нравом. Его ненависть к казахскому хану была такой, что он просил других родоначальников обезглавить Кенесары, не устраивая с ним встречи.  Этому имеется объяснение – по киргизским данным Кенесары был патологически жесток к врагам, а главное - нарушил древний закон, по которому послы были неприкосновенны.  А за замученных послов и убитых по его приказу во время набега ему и пришлось ответить.
   По данным киргизских историков, казнь Кенесары свершилась в ауле Жамбы. По одной версии, исполнителем был Калыгул Алибеков, по другой - Тайсара, брат погибших в бою с ханскими отрядами Ормонбека и Султанбека, по третьей - Кожобек Таштамбеков. Архивные же источники называют бия Чижима.

    Описание казни по казахским легендам следующее: «Первым вывели на казнь Кенисару. Взглянул он тогда на собравшийся народ, на далекие горы, на высокое небо, откуда лились лишь ласковые лучи веселого солнца, - взглянул кругом себя и запел песню. Долго длилась его песня средь собравшейся толпы, и словам ее она долго вникала, не имея ни сил, ни желания оторваться от властных слов, что западали в душу каждого, кто слушал их. И в песне своей вспомнил он всю свою жизнь в родных и привольных степях, в кругу родного аула, вспомнил про свои славные молодецкие подвиги, про свои разбойничьи набеги и грабежи, вспомнил про жертвы замученных или про мучения, что придумывал им он, и затосковало его сердце, заговорила в нем совесть, стала она его терзать, и пред собравшейся толпою поведал он про свои грехи, уговаривая всех стоявших перед ним не гневить Великого кудая (бога) так, как он его прогневал, чтоб не заслужили за свои грехи такой же тяжкой кары, что теперь постигла его. Кончил свою песнь. Палач приступил к делу. Привычной рукой, длинным ножом, одним взмахом руки распорол он Кенесары живот. Внутренности вывалились, и Кенесары замертво упал, испустив последнее дыхание. Враги взяли его труп и долго над ним издевались. Затем, распоров ему грудь, вынули они сердце его и с благоговением отступились от него. Сердце Кенесары было покрыто густыми волосами, а сердце такое бывает лишь только у храбрых людей".
   Есть еще одна легенда :"Прежде чем предать его мучительной смерти, киргизы в течение сорока ночей клали с ним лучших красивых девушек в надежде получить от него таким путем потомков, не уступающих по дикой отваге их злейшему врагу богатырю Кенесары Касымову. Кенесары будто бы не пожелал иметь сношений ни с одной из девиц…" киргизами опровергается, хотя в общем то такое вполне в нравах степи.

   "Волею всевышнего бога и повелению белого царя… враг Ваш Кенисара умер…". Эта выдержка из письма Асланова явилась первым извещением для русских властей. "Кенисаринцы раздробились, разбежались во все стороны, кому куда попало", - писал султан. 
   Хотя казахи тщательно скрывали факт гибели Кенесары, однако вскоре вся степь заговорила о ней. Дней через пять в урочище Кара Камау с небольшим числом людей прискакал сын хана Жапар и, подтвердив известие о поражении, приказал людям незамедлительно откочевать на реку Чу, оттуда перебраться в Таласскую долину. Очевидно, Жапар еще не верил в гибель отца, братьев и их сарбазов. Еще месяц его небольшой отряд стоял в ожидании последних вестей. Не получив таковых, он скорым ходом двинулся в сторону гор Каратау за реку Чу.

    Западно-Сибирский генерал-губернатор П. Горчаков наградил всех отличившихся в битве киргизских манапов, а к убийце Кенесары, манапу Калигулу Алибекову, обратился с благодарственным письмом и наградил его серебряной медалью.

   Головы погибших в боях казахских джигитов были посланы в качестве подарка кокандскому хану, а голова самого Кенесары была отправлена в дар российскому царю в Петербург.

    Нысамбай и другие сподвижники хана, оторвавшись от преследователей, достигнут родных степных просторов. Здесь родится песня:

Камни, рыдайте! Потухни, заря!
Рухните, гордые скалы отвесные!
Смолкни, веселая песня ручья!
Нет Кенесары, посланника неба -
Мертвый он… теперь поругание
Над трупом свершают алх
еды,
Стихни, ветер свободный!
Свои песни забудьте, акыны…
Слышится плач и тишь надгробная,
Степь потеряла лучшего сына. 


                                                               Памятник Кенесары в Астане.

Tags: история
Subscribe

  • SJW - Начало!

    Увольте замужних и возьмите нас, у нас котики!

  • Читал Чумака....

    Дочитал до: У немецких солдат считалось большой удачей добыть в бою русскую самозарядку. Но мало того, гитлеровцы официально приняли СВТ на…

  • Иранцы? с 20-зарядником

    Уважаемый humus выложил среди прочего вот эту крайне интересную фотографию. Это скорее всего иранцы (фарсиязычные или тюркоязычные,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • SJW - Начало!

    Увольте замужних и возьмите нас, у нас котики!

  • Читал Чумака....

    Дочитал до: У немецких солдат считалось большой удачей добыть в бою русскую самозарядку. Но мало того, гитлеровцы официально приняли СВТ на…

  • Иранцы? с 20-зарядником

    Уважаемый humus выложил среди прочего вот эту крайне интересную фотографию. Это скорее всего иранцы (фарсиязычные или тюркоязычные,…