Оружейные заметки нерусского человека (borianm) wrote,
Оружейные заметки нерусского человека
borianm

Category:

Узор.


Знатный расолог, нордицист и просто профессиональный руССкий diunov   вот в этом посте http://diunov.livejournal.com/320665.html  высказал свое неприятие якобы финно-угорского орнамента на фартуке центральной "русской" матрешки. Там по его мысли может красоваться исключительно другой "солярный символ". Но слава богу литература при нас....

Ни коим образом не пытаясь отрицать наличие данного элемента орнамента в культуре разнообразных фино-угорских народов Севера, все же хотел разобраться в вопросе шире.
Начать следует с того, что орнамент украшения тканей в традиционных культурах вещь чрезвычайно устойчивая. Причин этому несколько, и главная - роль женщины, которая, как известно в отличии от мужского поиска нового, в сохранении стабильности. Так, взглянув на ткани чувашей становится понятно, что они отюрченые фино-угры... Но аернемся к нашим славянам. Начнем мы с глубокой древности:

Трехчастная компзиция испокон времен является одним из базовых элементов орнамента практически всех мировых культур наряду, например, с солярным знаком, более известным нам под  именем "свастика".

А на этом сосуде четко видно наиболее распространенный вариант вышеуказанной композиции - мировое древо или дерево жизни с двумя предстоятелями-стражами. В данном случае это быки.

В русском орнаменте 19 века языческий символ мирового древа иногда маскировали образом двухглавого орла.

Так же на месте древа жизни иногда ставили женскую фигуру как на приведенной в конце украинской вышивке.

На приведенных ниже образцах четко видно, что образ древа и птиц-охранителей бытует в орнаменте отнюдь не только фино-угров.
Я постарался специально не касаться орнамента Русского Севера, где это может людьми, с вопросом не знакомыми, трактоваться как заимствование. 
Как например здесь - свадебный костюм Вологодской губернии... хотя представляется невероятным один из наиважнейших обрядов в "чужом" узоре.


Так что посмотрим на юг....

Орнаменты Тамбовской губернии. Образцы рушников выполнены в новой технике "крестом", но традиционные образы сохранены.
 

 
 
Да и  как тогда быть с курским костюмом (детали рукова свадебной одежды).
 

Рязанской вышивкой (т.н. михайловское кружево 1820-1840 гг)
 

Ну и наконец упомянутой выше украинской вышивкой


Вывод следующий - или русские частично все же фино-угры, как бы этого не хотелось различным "арийцам", или это настолько же исконный славянский орнамент... ну и об уровне познаний некоторых "экспертов" После такого и прочие их рассуждения вызывают известный скепсис.

Списк использованой лит-ры:

 Народные художественные промыслы СССР. -М.:Сов. художник, 1983
 Буткевич Л.М., История орнамента, -М., 2008
 Некрасова М., Народное искусство России. -М.:Сов. Россия, 1983
 Левачева Т.А., Поморский традиционый костюм.-Архангельск: ИД Правда Севера, 2007
 Ефимова Л., Русский народный костюм. -М.:Сов. Россия,1989
 Жигулева В.М.,  Народный костюм пензенской губернии конца XIX начала XX века. -Пенза:
ИФ Пеликан, 2005
  Климова Н.Т., Народный орнамент в композиции художественных произведений. Цветное коклюшное кружево.-М.:Изобраз.искусство, 1991.

 Мне самому, кстати, не понравился креатив другим - на матрешках грудь не рисуют....
  
Tags: история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments