


Типпу Тиб, или Тиб или, если брать его настоящее имя, Хамад бин Мухаммад бин Джамах бин Раджаб бин Мухаммад бин Саид аль-Муграби (ар. بن محمد بن جمعة بن رجب بن محمد بن سعيد المرجبي), был занзибарским арабо-суахили, торговцем по велению сердца и воином по мере необходимости, как и наш Любимый Пророк (с.а.с.), родился в благородной занзибарской семье смешанного происхождения - среди его предков были как арабы, так и принявшие ислам банту, что для того региона было обычным. Впрочем для своих соотечественников, врагов и просто современников он был однозначно арабом - в конце концов кого там волновал цвет кожи.... Главное - к какой культуре принадлежал человек! Всю свою жизнь - в первый поход он пошел в 16 лет, а в 18 уже повел отряд сам - он строил свою торговую империю в Центральной и Восточной Африке, торговал рабами, оружием и слоновой костью, а к последнему периоду жизни занялся разведением гвоздики на Занзибаре и к 1895 году уже был владельцем семи «шамб» (плантаций), где выращивалась гвоздика, и 10000 рабов.


Будучи, несомненно, человеком суровым, убежденным мусульманином, тем не менее Типпу Тиб на пике своей власти встречался и помогал многим европейским исследователям Африки, в том числе Генри Мортону Стэнли (разведкой местности во время экспедиции по поиску Дэвида Ливингстона) и Дэвиду Ливингстону, которому он однажды помог с провиантом, когда Ливингстон в силу обстоятельств лишился значительной части поклажи экспедиции. Был свидетелем и фактически организатором исторической встречи Ливингстона и Стэнли. Все европейские путешественники, с которыми он встречался, описывали его как чрезвычайно вежливого, образованного, дружелюбного и харизматичного человека. Стэнли называл его «чёрным джентльменом».

Будучи вначала вассалом, впрочем достаточно формальным, султана Занзибара, и повелителем огромного "государства" в нынешнем Восточном Конго, Тибу удалось сохранить хорошие отношения с европейцами. Когда в августе 1886 года начались боевые действия между арабами-суахили с одной стороны и отрядами Форсе Пюблик около водопада Стэнли, он лично отправился к бельгийскому консулу, чтобы убедить его в том, что он лично сторонник Бельгии. Дошло до того, что в 1887 году Стэнли прибыл в Занзибар и предложил, чтобы Типпу Тиб стал губернатором округа у водопада Стэнли в Свободном государстве Конго. Оба сюзерена - Леопольд II, и султан Баргаш бин Саид согласились с этим, и только потом предложение принял и сам Типпу Тиб.


Примерно в 1890—1891 годах он вернулся на Родину и отошёл от дел. Родным языком его был суахили, хотя само собой он владел бытовым и кораническим арабским, а написанная им в старости книга мемуаров, записанная арабской графикой на суахили, стала первым литературным произведением этого жанра на этом языке вообще...Доктор Генрих Броде, бывший в то время в Занзибаре и знавший Тиба, перевёл рукопись на немецкий язык и записал её латиницей. Впоследствии она была переведена на английский язык и опубликована в Великобритании в 1907 году.

Типпу Тиб отправился на суд Создателя 13 июня 1905 года от малярии в собственном доме, который стоит до сих пор, в Каменном городе, тогдашней столице острова Занзибар. Его сыновья продалжали дело отца, воевали и торговали в Конго....


Еще интерес вызвал меч нашего героя. Прямой или слабоизогнутый длинный клинок, эдакий полуторник, отсутствие гарды, что указывает, что оружие создано не для фехтования, а для рубки. Как оказалось - это каттара "kattara" - традиционный арабский меч Омана, Йемена и Занзибара...В XIX-м веке, с ростом популярности европейских клинков, которые массово производились на экспорт и распространялись от Северного Кавказа и до Африки и Китая, в том регионе эти клинки стали оснащать традиционными рукоятями...








По габаритам как есть эта ваша Катана....