Оружейные заметки нерусского человека (borianm) wrote,
Оружейные заметки нерусского человека
borianm

Categories:

Искореняя ересь: Уникальный бронированный штурмовик "Ил-2", часть первая....


Для начала, традиционно, цитата: «Ил-2 — знаменитый «летающий танк», наводивший ужас на гитлеровцев, первый в мире бронированный штурмовик. Самолета, равного по боевым качествам машине Ильюшина, не смог создать за всю Вторую мировую войну ни один другой конструктор. Сергею Владимировичу Ильюшину впервые пришла в голову идея для облегчения самолета не навешивать броню на штурмовик, а сделать броневую защиту самолета несущим элементом конструкции, что позволило летчикам Илов не обращать внимания на огонь с земли." Гроза танков.... Черная смерть....Самолет-солдат....

Ну и не могу процитировать кумира миллионов из моего отрочества: У Сталина был уникальный бронированный штурмовик Ил-2. Речь идет не о броневых плитах, которые добавляют к каркасу самолета, но о чисто броневом корпусе. Это был единственный в истории броневой самолет, настоящий летающий танк. Кроме броневой защиты, уникальной для самолета живучести и великолепных летных характеристик, Ил-2 имел сверхмощное вооружение: автоматические пушки, бомбы, реактивные снаряды РС-82 и РС-132.

В свое время я читал подобные строки и они наполняли мое сердце восторгом. Шло время - рос объем знаний по теме, появлялись все новые и новые факты.... Итак - давайте поговорим что в Ил-2 было нового, что - уникального, были ли у него предшественники и чем все это кончилось....

 Проблема защиты самолета и в особенности экипажа от огня с земли возникла одновременно с появлением боевой авиации. Уже по первым "леталкам", в Ливийской и Балканских войнах, стреляло все, что могло стрелять. Ну а рассказы про подложенные под задницу пилота сковородки в ПМВ думаю знают все.... Отдельные бронедетали появляются на эксперементальных машинах уже в 1915-м... Естественно - раз броню получили артиллерия, пулеметы, автомашины - то должна была дойти естественным образом очередь и до самолетов...

Надо сразу обрисовать что из себя представляла ПВО того периода - без этого понимания для каждого конкретного периода рассказ об бронированной ударной авиации бессмысленен - ведь она создавалась для противодействия конкретным видам вооружения и для конкретных задач... В означенный период основными средствами ПВО были орудия калибром 75-90 мм, полевые на импровизированных лафетах или специальной разработки, иногда даже самоходные, но с баллистикой и снарядами все тех же дивизионных полевых пушек, ведущие огонь приимущественно шрапнельными снарядами, и пулеметы винтовочного калибра, стреляющие со штатных, специализированных или импровизированных зенитных станков. МЗА, приимущественно устаревшие Гочкисы и Пом-Помы 37-мм калибра, были не так распространены и в силу совершенно неподходящего боеприпаса из 1880-х относительно малоэффективны... Редкие, эксперементальные и не успевшие на конфликт системы (20-мм пушки, крупнокалиберные пулеметы и т.п. мы пока не рассматриваем).  Потому для низколетящего ударного самолета основную опасность представлял именно ружейно-пулеметный огонь с земли - на Западном фронте мы можем видеть у Союзников зенитные пулеметы, установленные не только на броневиках и грузовиках, но даже на гужевом транспорте - телегах....Именно колонны снабжения выбирались в качестве наиболее приоритетных целей для подобных машин...С другой стороны, у самих немцев, появляются продуманные зенитные турели, позволяющие быстро и удобно открывать огонь по низколетящим ударным самолетам, прикрывать свои зенитные батареи и аэростаты, которые считались приоритетными целями.....

И вот, под занавес Великой войны, в 1917-м первыми немцы, создают бронированный штурмовик самолет поля боя - Junkers J.I. И - чудо, эта машина уже имеет вполне себе несущий бронекорпус и круговое бронирование толщиной в 5 мм и весом в 470 кг, защищающее  двигатель, экипаж и баки и радиостанцию...Более того, крылья и хвост изготовлены из дюраллюминия, значительно более живучего к повреждениям типа разрывных пуль, мелких осколков, а главное - значительно более долговечного...



Вместо синхронных пулеметов для стрельбы вперед и кроме задней защитной турели на машину монтировались два пулемета для стрельбы вниз-вперед, но их применение оказалось неудобным...Союзниками был зафиксирован только один случай сбития такой машины, из французского пулемета, ведущего огонь бронебойными пулями....Бронестекол по понятной причине еще не было, но степень защиты машины вы по данным фото оценить можете вполне... И уже тогда разработчики столкнулись с вполне естественной проблемой - живучесть это конечно здорово, но каждый киллограмм брони - это съеденная полезная нагрузка машины... Также можно оценить, что не такой уж он и угловатый...

 С другой стороны фронта тоже не дремали. Я не историк авиации, потому ничего не могу сказать о подобных, скажем, французских и итальянских, проектах. Про то, что подобная мысль, что совершенно естественно, приходила в голову и отечественным пилотам, воспоминания об этом приводится в литературе и я в это охотно верю....Русские, кстати, называли подобный самолет "боевик".... Но по построенным машинам первыми стали британцы.

Они столкнулись с тем, что обычные небронированные машины при ударах по немецким позициям несут потери до 30% за вылет. И естественно, что не могли не последовать выводы... Ими стали Sopwith TF.2 ("trench fighter") Salamander и Sopwith Buffalo. Первый был одноместной машиной, несущей 275 кило брони, 8-мм спереди, 11-мм - снизу и 6-мм с боков и двухслойную разнесенную, из 3 и 5-мм бронеплит, броню сзади... Она прикрывала пилота, баки, карбюратор и магнетто. Большая толщина по сравнению с немецким аналогом объяснялась бОльшей распространенностью бронебойных боеприпасов у немцев, что, как видите, сразу было принято во внимание....Вооружение - два синхронных пулемета Виккерс... Двигатель не бронировался...

Можно оценить бронекорпус машины....

Машины на сборке...
Машины пошли в серию, но, к сожалению, на фронт не успели. Чуть позднее было принято решение сделать двухместную версию - Sopwith Buffalo, который нес 340 кг брони, спереди снизу и сзади по 8 мм, с боков - по 5 мм. Там, по понятным причинам, дело не пошло дальше двух тестовых образцов, хотя оценки машины были довольно высокие....

И тут в дело вступили американцы....В начале 1919 года на базу McCook (штат Огайо) авиации армии США был для ознакомления доставлен британский бронированный штурмовик Sopwith T.F.2 Salamander,  американские военные изучили машину и уже к середине октября того же года выпустили свои требования на специальный штурмовик - GAX (от Ground Attack Experimental). Автором этого документа была группа под руководством генерала Уильяма Митчела - того самого, который человек-аэропорт и человек-бомбардировщик. Конструировал машину знаменитый в будущем Isaac M. Laddon, а производил Боинг под обозначением Boeing GA-1. Это был бронированный двухмоторный самолет с толкающими винтами, к тому же выполненный по достаточно редкой даже в то время схеме триплан. Масса пустого самолета достигала 3,5 тонны, при этом вес брони был больше 1000 килограмм, толщина примерно 4,5 мм - вполне достаточно для целей, о которых мы поговорим ниже, т.е. практически треть от общей массы, став, таким образом, одним из наиболее защищенных (по крайней мере, на бумаге) самолетов в мире. Броня прикрывала двигатели и экипаж, притом два стрелка находились в передней части мотогондол, ведя огонь из пулеметов через щели в броне со специальными заслонками, даже пилот имел бронещели. Остальные элементы конструкции выполнялись из дерева, обшивка выполнялась из ткани или фанеры. Вооружение самолета также было очень мощным, оно состояло из 37-мм пушки Baldwin в фюзеляже для стрельбы вниз-вперед и восьми пулеметов Льюис винтовочного калибра, при необходимости, возможно было подвесить до 10 легких осколочных бомб. Стрелковое вооружение было не жестко фиксированным и могло изменять углы по отношению к оси самолета...Огонь из подвижной пушки и батареи пулеметов вел передний стрелок...
Первый полет этот "летающий танк" совершил в мае 1921 года под обозначением GA-X, интересно, что пилоты расшифровывали аббревиатуру как "пушки, броня - неизвестное". Первоначально компания рассчитывала что армия закажет не меньше 20 самолетов этого типа (по меркам авиации Северо-американских Соединенных Штатов того времени - большая серия), но военные ограничились на первое время 10 экземплярами и в дальнейшем от закупок отказались.
Последовавшие за первым полетом испытания вскрыли массу проблем. Большой вес сильно ухудшил летные характеристики, хотя использовали мощные для тех лет двигатели - Liberty L-12, к тому же последние быстро перегревались, у экипажа был очень плохой обзор, вооружение оказалось неэффективным, да и с аэродинамикой все обстояло не очень хорошо. Но несмотря на недостатки все 10 штурмовиков переправили на базу Kelly (шт. Техас) где под обозначением GA-1 они использовались до 1924 года. Почему туда и вообще зачем американцам вдруг понадобились бронированные штурмовики - а я думаю вы уже сами догадались. Мексика через пограничную речку вроде как перестала бурлить, но в любой момент могла вспыхнуть снова, и вскоре кстати вспыхнула - Восстание Кристерос, и бронированная машина, способная наносить удары по коннице, поездам, колоннам, не боясь ответного огня легкой стрелковки, была весьма ценной против подобного противника и на том возможном театре...

После неудачи с постройкой GA-1 (а таковой посчитали отказ военных приобрести большую серию) фирма Boeing решила изменить конструкцию своего штурмовика с сохранением самой концепции. Следующая модель получившая обозначение GA-2 была уже одномоторным бронированным бипланом который так же испытывалась на базе McCook.
По большому счету GA-2 первоначально рассматривали как прототип для нового трехмоторного штурмовика с 700 сильными двигателями, но в итоге военное министерство заказало два прототипа. Бронирование осталось примерно идентично GA-1, но за счет сокращения членов экипажа и кол-ва двигателей масса ее уменьшалось. Там, на всякий случай, движок в 750 л/с...

Так же было изменено вооружение, пушка осталась на том же месте, а два пулемета разместили в башенке вместо турелей впереди мотогондол. Оба самолета были оставлены на авиабазе McCook где летали до 1926 года. Обратите внимание, что он - "горбатый"

Была еще попытка сделать тяжелый "противомексиканский" штурмовик JL-2 из мирного трактора Junkers F.13,  причем в него предполагалось насовать аж 28 томми-ганов для стрельбы вниз...

Но там, несмотря на то что сам самолет цельнометаллический, из солидного дюралюминя и предполагал очаговое бронирование, все же несколько иное направление...Особой фишкой была возможность пилотов постреливать по целям из томми-ганов на боковых шкворнях... Альтисторикам предлагаю сценарий встречи этого или вышеописанных аппаратов с Конармией Буденного....
На этом работы по созданию ударных машин с несущим развитым бронекорпусом по большей части прекратились. К 30-м годам у развитых стран кроме пушек и пулеметов появилось промежуточное звено МЗА, куда я бы включил и крупнокалиберные пулеметы, а от них защитить самолет броней не представлялось возможным. Потому для большой войны такие машины предполагались бессмысленными. А гонять "дикарей" хватало и обычных "универсалов", столь популярных в 20-е - начале 30-х...Потому на это дело дружно забили, бронировать предполагалось очагово экипаж и наиболее важные узлы, для ударных машин предпочтительным считались более живучие двигатели воздушного охлаждения... Но сохранился заповедник... О нем мы и поговорим в следующей серии...
Tags: 1920-е, ВМВ, Великобритания, Германия, ПВО, ПМВ, САСШ, авиация, искореняя ересь, история оружия, пулемет
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Гочкисс боком

    Экспериментальный французский легкий бомбардировщик/разведчик P.S.10 или Type X фабрики Поля Шмита (Paul Schmitt), Франция, 1917-й год, двигатель…

  • Воспоминания о будущем: Фарман против Цеппелина

    Опубликовано 8-го ноября 1913-го года....

  • Скорость реакции - рассыпная лента

    В виду имеется лента, разработанная британским изобретателем William De Courcy Prideaux. Вот американский патент на: Но самый его ранний патент…

  • Авиамоделисты - 1908

    Поиск лучшего решения для летательных аппаратов тяжелее воздуха шел не только на экспериментах в натуральную величину, но и на моделях.…

  • Настоящий индеец Орлиное Перо...

    RWG (Right Waist Gunner) S/Sgt (Staff Sergeant) Gilbert E Eaglefeather, 351st Bomb Group, 509th Bomb Squadron, единственный чистокровный сиу во…

  • Сравнительные испытания баков...

    Сравнительные испытания обстрелом условных баков из алюминия и предложенного компанией Гудеар материала "плиоформ". Разница в…

  • Сэн-Этьен в воздухе...

    Пулемет Сэн-Этьен ожидаемо в воздухе редкость, но при нехватке пулеметов во французской авиации в 1915-м начале 1916-го годов в дело шли и они,…

  • Охотник на дирижОблей....

    На этой фотографии, опубликованной 10-го апреля 1914-го года неизвестная мне французская одномоторная экспериментальная машина-моноплан с…

  • Обмазаться пулеметами...

    F.E.2d, несущий аж три Льюиса, причем один, фиксированный вперед - у пилота... Поцреотичные вскукареки любят расказывать сказку, что до начала…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 107 comments

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Гочкисс боком

    Экспериментальный французский легкий бомбардировщик/разведчик P.S.10 или Type X фабрики Поля Шмита (Paul Schmitt), Франция, 1917-й год, двигатель…

  • Воспоминания о будущем: Фарман против Цеппелина

    Опубликовано 8-го ноября 1913-го года....

  • Скорость реакции - рассыпная лента

    В виду имеется лента, разработанная британским изобретателем William De Courcy Prideaux. Вот американский патент на: Но самый его ранний патент…

  • Авиамоделисты - 1908

    Поиск лучшего решения для летательных аппаратов тяжелее воздуха шел не только на экспериментах в натуральную величину, но и на моделях.…

  • Настоящий индеец Орлиное Перо...

    RWG (Right Waist Gunner) S/Sgt (Staff Sergeant) Gilbert E Eaglefeather, 351st Bomb Group, 509th Bomb Squadron, единственный чистокровный сиу во…

  • Сравнительные испытания баков...

    Сравнительные испытания обстрелом условных баков из алюминия и предложенного компанией Гудеар материала "плиоформ". Разница в…

  • Сэн-Этьен в воздухе...

    Пулемет Сэн-Этьен ожидаемо в воздухе редкость, но при нехватке пулеметов во французской авиации в 1915-м начале 1916-го годов в дело шли и они,…

  • Охотник на дирижОблей....

    На этой фотографии, опубликованной 10-го апреля 1914-го года неизвестная мне французская одномоторная экспериментальная машина-моноплан с…

  • Обмазаться пулеметами...

    F.E.2d, несущий аж три Льюиса, причем один, фиксированный вперед - у пилота... Поцреотичные вскукареки любят расказывать сказку, что до начала…