Оружейные заметки нерусского человека (borianm) wrote,
Оружейные заметки нерусского человека
borianm

Categories:

Зайко Ташкентский и цифры: СВТ-38 против ППД-34...

Цена «СВТ» массовой серии была 880 рублей – намного
меньше,чем пистолета-пулемета Дегтярева.

Алексей Исаев
 "Антисуворов. Десять мифов Второй мировой"


В своем произведении, принесшем ему фактически известность, наш автор ловко, как оказалось, для доказательства своих постулатов играет с цифрами, подгоняя их под результат. Во всяком случае именно так выходит в случае с его выводами по ППД и СВТ. А ведь эта искаженная информация разошлась по всему интернету, повторяется в десятках книг - автора считают "экспертом" и на него ссылаются......Давайте разберемся:

Общеизвестно, что в начале производства новой модели, еще и небольшой серией, ее себестоимость будет зашкаливать. В дальнейшем, при отработке техпроцессов и увеличении серии она естественным образом будет снижаться. Зовется это "эффект масштаба". И это касается не только оружия, техники и т.п., но и любого производства. Я тут год назад примерно собирал три кровати, абсолютно идентичные, и при этом затратил на первую больше времени и сил, чем на две остальные....Но пусть цифры скажут сами за себя: Для начала рассмотрим, для оценки ситуации, ситуацию с ДП, АВС и, скажем, банальной винтовкой М 1891/30. Начнем с последней....

Ее конструкция и техпроцесс давно уже отработаны, серия огромна, нет никаких оснований ожидать резких скачков, но, тем не менее в 1938-м ее цена - 126, а в 1939-м - уже 166 рублей. В следующем году цена -166 руб. сохраняется. Также за три года не меняется цена на Наган и ТТ - 85 и 84 рубля соответственно - производство давно налажено, ничего не меняется...

В 1937-м начинается серийное производство АВС-36. Цена в 1937-м - 1393 рубля (при выпуске около 10 000 штук), в 1938-м - 1260
(24 000 штук), а на 1939-й год цена рассчитывается в 900 рублей. Нормальная динамика снижения себестоимости при отлаживании техпроцесса....

ДП тоже не очень новое для нашей промышленности оружие. В результате его стоимость в 1938-м - 1000 рублей, а в 1939-м и 40-м - 1150 (чехол с наплечником - как я понимаю это была попытка модернизации 38-го года, добавляли к стоимости 250 р)....В годы войны она не сильно изменилась и составляла примерно 1200 рублей...

Ну а теперь наши фигуранты:
ППД-34 производятся малой серией - примерно по тысяче штук в год с 1936-го по 39-й год, до этого два года выпускали буквально десятками... При этом, несмотря на малую серию, себестоимость неуклонно снижается: 1936 - 1350, на 1937-й данные не нашел, но уже в 1938-м году пистолет-пулемет стоит 785 рублей, а в 39-м его цена несколько возрастает до 900 рублей (аналогично скачку у ДП). Пациент пишет, что его производство прекращают, но это не соответствует действительности - просто заказчиком выступали не армейцы, а НКВД "пограничники". Цену на 1940-й год, когда производство ППД в модернизированной (и упрощенной более технологичной версии) примерно в 20 раз привысило все его предыдущее производство - их сделали свыше 81-й тыс. штук, я к сожалению не нашел - если вдруг кому попалась - буду весьма благодарен, но по логике вещей она никак не может быть больше предыдущего малосерийного выпуска, а скорее заметно ниже... Единственное ,что там может реально качнуть стоимость "вверх" - дисковый магазин.....К слову изначально "дешевый" ППШ обходился примерно в 500 рублей...

В 1939-м появляется СВТ-38. Ее "стартовая" себестоимость - 2000 !!! рублей (не удивительно для нового образца). Но в 1940-м при планируемом выпуске в 600 000 (шестьсот тысяч) штук ее стоимость должна составить 600 рублей, по факту же она обходилась в 880 р. в 1940-м, а после модернизации, превратившись в СВТ-40 - 713 рублей. В дальнейшем планировалось снизить себестоимость оружия до примерно 500 рублей, но этим планам не суждено было сбыться...

Чтобы два раз не вставать - в том же 1940-м началось производство ДС-39 вместо "Максима". Стоимость на станке 5000 против 2635 рублей, без станка 3000 против 1760....

Как вы думаете - это корректно, профессионально -  сравнивать стоимость выпуска образца серией в 600000 штук в 1940м году и и себестоимость серии в 1700 штук в 1939-м? Да, и разница между 900 и 880 - это "намного"? Хотя эксперт РВИО меня ничем не удивит....

UPD: Мне глубоко безразличны СКС, АК и послевоенная советская военная доктрина, как и прочии "рейки пикаттини". Запись про конкретные данные.... Устраивать тут очередные споры больных на голову по типу Ил-2 не намереваюсь....
Tags: 1930-е, ВОВ, ПП, СССР, винтовка, военная история, история оружия, уродыбл, я экономист!
Subscribe

Posts from This Journal “ВОВ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments

Posts from This Journal “ВОВ” Tag