Оружейные заметки нерусского человека (borianm) wrote,
Оружейные заметки нерусского человека
borianm

Categories:

Самолет-солдат - 1914/15....


За пять месяцев боевых действий капитан Морис совершил на этой машине MF 7bis n°123 свыше 120 вылетов в тыл врага и получил около 400 попаданий пулями, шрапнелью и осколками...

Схема повреждений самолета - точки это пулевые от попадания ружейно-пулеметного огня, угольники - шрапнель и осколки...
За исключением первых боевых вылетов на разведку, на которую он летал с штабным офицером - капитаном Кордье или своим механиком - сапером Барбье, капитан Морис всегда летал один, что позволяло ему нести внушительное количество бомб всех видов и калибров. За время боев машина налетала 252 часа 50 минут. Славный биплан и его пилот имеют в своем распоряжении: 77 вылетов на разведку; 48 артиллерийских корректировок; 7 воздушных боев против немецких самолетов. На счету один сбитый и один поврежденный привязные аэростаты. В сентябре во время атаки аэростата в Лотарингии самолет получил 47 пробоин плоскостей. В другой раз при разведке вражеского аэродрома осколок снаряда перебил несколько нервюр. Машина вернулась, была отремонтирована, загружена бомбами и снова пошла на ту же цель...
Фузеляж машины с правого борта: а) винтовочная пуля, пробившая бронеплиту и смявшая бензобак; b) шрапнель; c и d) винтовочные пули; e) след от пулеметной очереди, выпущеной стрелком с биплана Авиатик на расстоянии 80 метров во время воздушного боя; f) шрапнель, прошедшая через нижний иллюминатор; g) шрапнель; i, k, l, m) следы от пуль, которые разбились о броню; n) пулеметная пуля, которая прошла между радиатором и баком.
Повреждение бака или радиатора как правило привело бы к потере машины...

Капитан Альберт Эмиль Морис родился 6-го августа 1879 года в Бельфоре, а пилотское свидетельство на самолет Фарман получил в декабре 1912-го. Он был выходцем из старой офицерской семьи, котороя служила Франции еще при королях, а во время Первой Империи дала генералов Пуже и де Мерже. Его родной брат пал смертью храбрых около Шарлеруа 22 августа 1914 года.
16 мая 1915 года капитан Морис и капрал Де Рам отправились на фоторазведку над населенными пунктами Перрон, Несле и Сент-Квентином. Во время полета их самолет MF 11 попал под удар ПВО. Шрапнельным разрывом стойка и два лонжерона левой нижней плоскости были перебиты, также как и нервюры, а плоскость колыхалась на ветру. Под огнем противника капрал де Рам, не колебаясь ни минуты, на высоте двух тысяч метров начал невероятную гимнастику. Он вылез из кабины и, несмотря на повреждения, спустился на нижнее крыло и укрепил стойку. Благодаря его героическим действиям Фарман не развалился в воздухе, и капитан Морис смог привести и посадить его..

Левое фото - как раз новая машина капитана Мориса после того вылета...
25-го мая 1915-го года при атаке на казармы (по другой версии - ж/д станцию) Сент-Квентина его самолет был обстрелян пулеметным огнем с земли, сам он ранен в голову, машина упала, он был в взят в плен, а свои сочли его погибшим... Сохранились документы его допроса в плену, позднее данные о его пленении были переданы французской стороне. Как тяжело раненый он в 1916-м был передан через Швейцарию Франции при обмене пленными-инвалидами. Последнее упоминание о нем датируется 1924-м годом, что значит он пережил войну...

А теперь вопрос - что там была за бронеплита?
Tags: ПМВ, Франция, авиация, персоналии
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments

Posts from This Journal “авиация” Tag