Импровизированный чехословацкий бронепоезд.
Вместо предисловия и дисклеймера в двух словах напишу свое отношение к нашей Гражданской и ее участникам. Я вообще стараюсь отечественной историей не заниматься, ибо слаб человек, и сложно удержаться от субъективности по отношению к "собственному" прошлому, исходя из личных предпочтений. Потому я занимаюсь железками и теми конфликтами, где "своих" мне точно нет и можно все воспринимать адекватно.Хоть так исторически сложилось, что никто из моих непосредственных предков в той войне особо не участвовал. Впрочем по той же причине я не занимаюсь и ВОВ тоже....
Ну а по нашей Гражданской - я считаю достойными уважения, изучения и поминания все стороны бывших подданных Российской Империи, дравшихся за свои идеалы в этой войне - и красных, и белых, и зеленых, и анархистов, и националистов. Русских, украинцев, евреев, башкир, прочих мусульман, армян, поляков, даже латышей. У них у всех была своя правда, свое видение будущего, за которое многие из них заплатили жизнью. И да, я понимаю в том числе и тех красных, настоящих большевиков, их идею и правду, и я - двадцатилетний, попади в те годы, пошел бы, наверное воевать за них. Романтика, новый мир, социальная справедливость! Но помнил я слова своего отца в годы, когда я был подростком, кстати члена партии с 1974-го года, который говорил, что вот попади туда он - убивал бы красных до конца, даже зная, что историю не изменить. Тогда меня это удивляло, я его не понимал. Сейчас, приближаясь потихоньку к его тогдашнему возрасту - у нас разницы 30 лет, я все больше его понимаю... Именно потому самая интересная для меня Гражданская - Мексиканская, за ней - Китайская....Нет никаких предпочтений, все чужие. Но вот кому я отказываю и в уважении, и в памяти в Нашей Гражданской - всей этой иноплеменной сбродной сволочи, которая ловила своих золотых рыбок в мутной воде хаоса братоубийственной войны. Всем этим мадьярам, чехам, китайцам, сербам и т.д. и т.п, вне зависимости от стороны, за которую они воевали. Как считает ряд историков, поводом к чешскому мятежу, вылившемуся в гражданскую войну в России, стала стычка пленных чехов и венгров в Челябинске. Подобного отношения не вызывают даже интервенты, от немецких и до японских - они, в конце концов, было просто солдатами своих стран, имеющих собственные интересы. Кстати не припомню, чтобы в чьей-либо еще гражданской войне участвовало такое дикое количество иностранцев... По разным оценкам только за красных воевало до 300 тыс....
Дело в том, что уважаемый

Мост через Белую был взорван, использовать в атаке ж/д транспорт чехи и белые не могли...

1) Силы "интернационалистов" составляли порядка полноценного батальона в 500 штыков при пульроте. Большинство в отряде составляли венгры, но были ещё, как отмечал Мюллер, «7 сербов и хорватов, 13-15 румын из венгерской Трансильвании и даже трое венгерских цыган». Кроме того, был немецкий взвод из 35 человек, которые держались особняком и даже отказались поменять свою форму на русскую. Изначально он именовался 1-м Томским красногвардейским отрядом интернационалистов. В нём было 350 бойцов и три пулемёта. В Чите к ним присоединились 150 военнопленных из лагеря в Песчанке, включая Арманда Мюллера, и добавился ещё один пулемет. Так как вместо Даурского фронта, где ситуация была неплохой (там части Сергея Лазо теснили ОМО), их направили в Амурскую область, где начались выступления противников большевиков, отряд переименовали в 1-й Благовещенский.
Красные мадьяры...
Когда же отряд вернулся в Читу и был направлен на Нижнеудинский фронт, то, пополнившись новыми добровольцами из военнопленных, он стал именоваться 1-м Читинским интернациональным отрядом. С этим названием он сражался до падения байкальских позиций 19 августа 1918 года. Сначала красные теснили небольшие заслоны противника, но 25–26 июня 1918 г. на восточных подступах к Нижнеудинску были опрокинуты. Белые перешли в наступление на восток, заняли 1 июля станцию Зима, 6 июля –Мальту, а в полдень 11 июля Иркутск и продолжили наступление к Байкалу и далее вдоль Транссиба. При этом около 2 400 белых успешно теснили до 6 000 красных, каждая из сторон постоянно подтягивала из тыла на линию соприкосновения подкрепления и стремилась в тылах нарастить свои ряды. Как Мюллер описывает события того боя можно прочитать здесь. Картина боя совершенно иная, цитировать не буду, кому надо - сам по ссылке прочтет, но никаких гениальных тактических прозрений там не наблюдалось. Ни гениальных пулеметчиков, ни гениальных фортификаторов... Ну расстреляли из засады на мосту из станкачей передовую роту - дело не хитрое. Потом их ожидаемо обошли с левого фланга (это где река поворот делает) и погнали, два километра гнали до состава. И три шестидюймовки, о которых почему-то не упоминается, против трехдюймовок у чехов и белых, не помогли. Потери белых оценивались в 200 человек, в основном расстреляных из засады, потери красных при артобстреле и отходе - аналогично.

Мюллер, кстати, тот еще пройдоха - по его словам, вскоре попал в плен, но сумел, выдав себя за серба, попасть в денщики к сербскому же штабс-капитану. В январе 1919 года вместе с ним он выехал в Харбин. «Американский паровоз, весь покрытый льдом, тяжело пыхтя, медленно отошёл от станции. Стоял сорокапятиградусный мороз. Поезд был переполнен пассажирами, в большинстве военными». Через несколько дней они прибыли в пункт назначения, где Мюллер, не прощаясь, покинул своего спасителя.

Отдельно доставляет описание, как они до этого шмонали эшелон чехов: «Проездом через станции Могоча и Ерофей Павлович мы столкнулись с чехословацким эшелоном, якобы застрявшим в дороге и мирно отдыхавшим в ожидании, когда освободится путь для дальнейшего следования. Это был один из многих эшелонов, направляющихся через Владивосток в Европу... Представители местных эсеров и меньшевиков выслали делегацию к семафору станции Могоча и остановили наш эшелон для переговоров. Делегаты стали уверять нас в том, что по имеющимся у них сведениям мы будто бы приехали для уничтожения чешских отрядов. Они заверяли нас, что чехи не вооружены и чужды всякой враждебности по отношению к Советскому правительству».
Пулеметная команда Интернационального батальона им. Карла Маркса
Отдельно доставляли комментаторы, известные знатоки, которые просто жгут, все там с восхищением собрались, такой сок выдали - ну просто какой-то позор: 1, 2, 3, а про предложения первой части даже цитировать не буду - надо целиком читать.
Ну и по сути - для станкача ПМВ с подготовленной позиции да с предварительной пристрелкой 800 метров это херня - это вам не из ПК с сошек стрелять. Для любого - что Максима, что Кольта, что Шварцлозе...Если у "интернационалистов" действительно было еще 6 ручников - наиболее вероятно Льюисов, и патронов в достатке, то это вообще дикая огневая мощь для подобных условий, вообще говорить не о чем. Нашли, тоже мне, "красных терминаторов"....